Для Вас, родители!

 

Консультация для родителей:

 "Профилактика детского суицида"

 

    Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.

    В последнее время значительно участились случаи суицидов. Ситуация особенно обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.      

   Помимо суицидального поведения, у современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а, прежде всего, на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.

    В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению     суицидальной угрозы.

    И начинать эту работу необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.

    Формирование характера ребенка начинается практически с младенчества, поэтому важно уже в первые годы жизни ребенка формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:

·         эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

·         психологическая гибкость и позитивная социализация;

·         проявление интереса к жизни;

·         формирование ценности жизни и здоровья;

·         умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности; 

·         умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь;

·         наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

·         уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

        Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности  ребенок, чем сильнее его «психологическая защита», его жизнестойкость  и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

   Четыре основные причины самоубийства:

 

·         Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

·         Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

·         Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

·         Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

   Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

- психические отклонения у родителей;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

- развод родителей.

   Отношение детей к смерти и возможному самоубийству формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть - это что-то вроде сна. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти - часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

 

   За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

 

Уважаемые родители!

1.     Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.

2.     Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.

3.     Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.

4.     Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.

5.     Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам», давайте ему высказаться.

6.     Общение с ребёнком ведите на позитиве.

7.     Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

8.     Не опаздывайте с ответами вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т. д.

9.     Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.

10.                        Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.

11.                        Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

12.                        Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.

13.                        Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.

14.                        Любите и дорожите своим ребенком, принимайте его таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами.

15.                        Чаще обнимайте своего сына и дочь.

16.                        Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все проблемы – временны, что их можно решить конструктивно.Хочу такой сайт

17.                        Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

18.                        Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

19.                        Сокращайте до минимума время взаимодействия ребенка с компьютером, планшетом, телевизором, смартфоном! Следите за тем, что смотрит ребенок, в какие игры он играет.

20.                        Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?»…

21.                        Помогите определять источники психического дискомфорта.

22.                        Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.

23.                        Помогите своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

24.                        Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

25.                        Любые положительные начинания ребенка одобряйте, словом и делом.

26.                        Уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным и значимым.

27.                        Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

28.                        Помните, что авторитарный стиль воспитания для детей неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

29.                        Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

    Не следует говорить ребенку:

 

·         «Когда я был в твоем возрасте…, да ты просто несешь чушь!»;

·         «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;

·         «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;

·         «Где уж мне тебя понять!»;

·         «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;

·         «Не получается – значит, не старался!»;

·         «Все дети, как дети, а ты …»;

·         «Сам виноват…не жалуйся… бестолочь».

 

      Обязательно скажите ему:

 

·         «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;

·         «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;

·         «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;

·         «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».








 

Не бойтесь дарить

согревающих слов.

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите

дров, тем больше вернется тепла.

Омар Хайям

Консультация для родителей «Как стать добрым»

 

        Что такое добро? Слово «добро» обозначает и материальные блага, и моральное благо. В словаре Даля читаем: вещественно, все доброе имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. В духовном значении: благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

        В известном детском стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» расклад хорошего и плохого довольно ясен. Солнечная погода — хорошо, а ненастье — плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым — плохо, нужно помогать слабым и противостоять опасности. Все просто и ясно малышу. Мы рассмотрим доброту в духовном значении и как эту доброту можно развить в детях.

         Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Воспитание у детей доброты начинается в семье. Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Главными «воспитателями» являются родители, а воспитатели в детском саду лишь их помощники. На примере родителей воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.

          Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Воспитание доброты или морали достигается ежедневным нравственным личным примером родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Важно также ребенка научить творить добро не только в семье, но и для чужих, проявлять заботу о незнакомых людях. Показать малышу важность оказания помощи там, где она необходима.

          Наш детский сад структурное подразделение №2 Детского сада №152 ОАО «РЖД» дает возможность детям вместе с родителями участия в социальных проектах, это стало доброй традицией в детском саду. Педагоги, воспитанники, родители все вносят свой посильный вклад, это тоже способствует воспитанию нравственности. Непросто примите участие, а поговорите дома с ребенком о пользе хороших поступков, иллюстрируя слова примерами. Рассказать о людях с особенностями здоровья, объяснить, почему им нужны помощь и внимание. Уделять внимание сочувствию, давать ребенку возможность испытать его. Доброте ребенок может учиться, ухаживая за животными. Завести домашнего питомца — хорошая идея. Так ребенок будет учиться брать ответственность, это тоже способствует развитию доброты. Если же нет возможности завести домашнего питомца помогайте бездомным.

       Обязательно объясняйте для чего вы это делаете, не бойтесь показать ребенку боль и страдания других иначе он не научится сопереживать. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Постепенно малыш поймет, что доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

          «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости». Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, нашу счастливую старость.


Гиперактивный ребенок

Дети с гиперактивным нарушением в младенческом возрасте часто очень нервные и напряженные. Они плачут, дергают ножками, резко реагируют на звуки. Большинство таких детей становятся спокойнее по мере созревания их нервной системы. Как правило, это происходит к моменту достижения ими половой зрелости. Многиалисты, однако, считают это состояние не «нарушением», а суперактивностью некоторых малышей в противоположность другим - очень спокойным, малоактивным детям.

Хотя считается, что гиперактивные дети медленнее усваивают уроки, на самом деле они имеют средний или выше среднего интеллект. Просто они кажутся рассеянными, поскольку не могут сконцентрировать свое внимание, часто отвлекаясь на посторонние вещи.

Гиперактивный ребенок не «плохой». Он крутится просто потому, что не может сидеть спокойно. И никакой вины родителей здесь нет. Есть несколько теорий относительно гиперактивности, хотя причины ее возникновения до сих пор остаются неизвестными. Весьма вероятно, что существует несколько типов гиперактивности, каждый из которых вызывается своими факторами. В число этих факторов входят нижеперечисленные:

·         Незрелость. Для гиперактивных детей характерно более медленное развитие контроля над импульсами, эмоциями и координацией. По мере взросления их поведение улучшается.

·         Генетика. У некоторых детей гиперактивность проявляется из-за наследственных изменений функций щитовидной железы.

·         Пол. Гиперактивность в 4-7 раз чаще встречается у мальчиков, которые созревают медленнее, чем девочки.

·         До- и послеродовое окружение. Употребление алкоголя, сигарет или наркотиков матерью во время беременности, а также заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте, например энцефалит или менингит, могут привести к гиперактивности. Некоторые специалисты полагают, что она может быть связана с чувствительностью к какой-либо пище или пищевой добавке.

·         Повышенная возбудимость. Существует предположение, что гиперактивность является результатом обостренной реакции нервной системы на вполне нормальные раздражители (зрительные, слуховые) у некоторых особо чувствительных детей. Это выражается в неуправляемом поведении, эмоциональных вспышках и торопливости. Иногда повышенная активность является проявлением высокого интеллектуального потенциала в сочетании с огромной энергией. Либо реакцией ребенка на какой-либо стресс, которого он не понимает и с которым не может справиться (возможно, плохие отношения между родителями либо родители сами пребывают в депрессии, употребляют алкоголь или наркотики, или вся семья живет в трудных, стесненных условиях).

Если вы озабочены поведением ребенка, прежде всего сравните его с поведением сверстников. Понаблюдайте за малышом в игровой группе, на площадке, поговорите с воспитательницей детского сада. Скорее всего вы придете к выводу, что ваш ребенок не многим отличается от других. Если же вам покажется, что поведение вашего малыша труднее контролировать, чем поведение его сверстников, присмотритесь к нему, определяя у ребенка признаки гиперактивности, не забывайте, что в той или иной мере они проявляются абсолютно у всех детей. О потенциальной проблеме может свидетельствовать только экстремальная степень выраженности того или иного признака гиперактивности.

ЧЕМ ЗАНЯТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?

Большинство маленьких детей — настоящие сгустки энергии. Важно найти этой энергии безопасный, прием­лемый и не слишком утомительный для измотанных родителей выход. Если ребенок начинает лезть на стен­ку (на диван, тумбочку, стол), предложите ему потратить усилия на следующие действия (при необходимости под присмотром). Итак, занятия для активных малышей дома и на улице.

Занятия для активных детей дома:

·         замешивать и мять тесто,

·         взбивать подушку,

·         стучать по кастрюлям,

·         играть с игрушками-забавами,

·         мять глину,

·         танцевать под музыку,

·         заняться детской аэробикой (научите малыша на­гибаться, касаясь пальцев ног, подпрыгивать и делать разные упражнения),

·         кидаться подушками (там, где нет ламп и бьющих­ся предметов),

  • кувыркаться (на большом мате или ковре, подаль­ше от острых углов и других опасностей),
  • водить хоровод или двигаться под песенку,
  • бегать (для старших детей),
  • прыгать «в высоту»,
  • прыгать «в длину»,
  • плескаться в ванне.

 

 

Занятия для активных детей на улице:

  • бегать, прыгать, лазить,
  • на игровой площадке: качаться на качелях, скаты­ваться с горки, карабкаться по гимнастической лесенке или любой другой конструкции из стоек и перекладин,
  • катать большой мяч,
  • крутить педали на велосипеде или другой движу­щейся игрушке,
  • плескаться в детском бассейне,
  • в теплый дождь плескаться в луже,

·         кататься на роликах или коньках (для старших де­тей),

·         полоть сорняки (для малышей, которым это инте­ресно), копать землю лопаткой.

игры

 

«Час тишины и час «можно»»

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

Часы можно чередовать в течении одно дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычками в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый, адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).

 

«Слушай команду»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом, внезапно музыка прекращается все останавливаются, и слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например, «Положите правую руку на плечо соседа») и тот час же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводиться до тех пор, пока, группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задания.

Игра поможет воспитателю сменит ритм действия расшалившихся ребят, а детям успокоиться и без труда переключиться на другой спокойный вид деятельности.

 

 

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

 

«Я вижу»…

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Развивать память, мышление, внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…»

Повторять один и тот же предмет нельзя.

 

 

Игра «Найди клад»: в комнате спря­тана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д»

 

Игра «Надоедливая муха»

Цель: развития моторики и координации движений.

Взрослый говорит: «Представь себе, что ты ле­жишь на пляже, солнышко тебя согре­вает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Что­бы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз, поморгай, попробуй прогнать муху глазами, пере­летает со щеки на щеку - надувай по очереди каждую щеку, уселась на под­бородок - подвигай челюстью и т. д.».

 «Перекрестные хлопки»: взрос­лый и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хло­пок, затем хлопок руками взрослого о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь взрослого дела­ет хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью взрослого о левую ла­донь ребенка и обычные хлопки.





 













 















 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                                         Памятка для родителей по защите прав и достоинст...